Связист Красножен с университетским образованием с 43-го по 45-й годы был в рядах действующей армии. Участвовал в Корсунь-Шевченковской операции и Ясско-Кишиневской, освобождал Польшу и Силезию.
Михаил Васильевич Красножен был моим учителем и директором в Бабанаковской средней школе №4.
После войны, когда на улице редко встретишь мужика, в нашей школе руководителем стал настоящий мужчина - и какой!
Мы, особенно «пацаны», его боготворили. Представьте себе, зимой он ходил без головного убора, отменил обязательное ношение белых воротничков, которых мы терпеть не могли, сократил число общешкольных линеек, на которых раньше проводились разборки кого-либо из нас перед всей школой. Зато в школе теперь объявлялись конкурсы на лучшие классные газеты, организовались выставки живописных картин учащихся, устраивались вечера с обязательной школьной самодеятельностью, существовали курсы бальных танцев, развивался спорт.
Сейчас во многих школах нет даже лыж, а мы имели возможность “по ноге” подобрать спортивные беговые шиповки. Особенно поощрял Михаил Васильевич участие в школьной самодеятельности, в подготовке к городским олимпиадам (так тогда назывались смотры), часто сам присутствовал на репетициях и однажды так выдал “соло” перед сводным хором, что мы все рты пооткрывали. И разве могли мы после такого личного примера подвести своего директора?
Мы всегда ходили в передовых среди школ. У меня до сих пор хранятся книги-призы с каллиграфической подписью директора М.В. Красножена.
Спустя много лет, когда я уже работал в ДК железнодорожников, помня о вокальных данных своего учителя, попросил его исполнить любимую песню под аккомпанемент нашего оркестра на одном из учительских конференций.
Он согласился, и сотни его коллег впервые могли услышал голос своего заслуженного учителя республики. Кстати, учителем то он был мало что заслуженным, он оригинально проводил свои уроки физики. Многие его вопросы заводили в тупик. Например: “Что тяжелее – бочка меда или бочка дегтя?”, “Как звали Лавуазье?”, “Где центр тяжести у завуча школы?”.
Был у нас способный ученик Геннадий Сорокин. Вот вызывает его Михаил Васильевич к доске и диктует условия задачи. Генка стоит, потупясь, минуту, другую, третью, не прикасаясь мелом к доске. И вдруг мы слышим голос учителя: “Садись, пять”.
Нерадивого ученика посылал в учительскую за “переменным током”. А у меня в дневнике по физике стояла отметка 3 с двумя минусами и с двумя вопросами. И каждый урок он проводил с еле заметной иронической улыбкой. В то время мы, мальчишки, вели личные дневники, и у меня на одной из страниц была такая запись: “Наш директор, глядя на нас, всегда улыбается. Это потому, что он очень умный.
Дураки или всегда угрюмы, или громко хохочут”. Позже я понял: мудрость – это, не единственное достоинство Михаила Васильевича. Ум у него сочетался с добротой и милосердием.
В шестом классе по одному из предметов меня оставили “на осень”. Надо было летом ходить на дополнительные занятия, которые я проигнорировал.
Естественно, преподаватель предмета поставил принцип и, не приняв у меня экзамен, оставил на второй год.
После долгих и мучительных переживаний я решил пойти на поклон непосредственно, к директору школы и дал слово Михаилу Васильевичу, что если меня переведут в следующий класс, проблем со мной в смысле учебы не будет. И он поверил моему слову, и я продолжил учебу со своими одноклассниками. Слово я сдержал, учился прилично и даже поступил в один из московских вузов.
Смелость в принятии решения - еще одна характерная черта нашего Михаила Васильевича.
Несколько лет подряд на празднике в честь дня Победы я видел Михаила Васильевича на трибуне в окружении участников Великой Отечественной войны.
Для меня это было очередным открытием и подтверждением моих слов в начале повествования - невозможно до конца познать многогранную человеческую личность.
Оказывается, связист Красножен с университетским образованием с 43-го по 45-й годы был в рядах действующей армии. Участвовал в Корсунь-Шевченковской операции и Ясско-Киши-невской, освобождал Польшу и Силезию.
Вот где и когда выковывались вышеперечисленные свойства характера, и главная из них - не бояться взять ответственность на себя.
Ну, а скромность – это, уже от воспитания и врожденной интеллигентности.
Михаил Васильевич Красножен окончил Томский государственный университет еще до войны. После школы №4 он работал в горисполкоме, затем открывал школу №28, а через два года был назначен директором школы №8.
Талантливый педагог и методист, он был наставником многих ведущих учителей города.
Звание Заслуженного учителя РСФСР было присвоено Михаилу Васильевичу в 1971 году.
Книга «Подвиг на все времена». Том 1. Страница 115; 2005 год выпуска.
Красножен Михаил Васильевич.
Белово и Беловчане. Белово страницы истории.
Архив: РТК «Омикс».
Автор и ведущий: Борис Яковлевич Костюра.
Оцифровал и оформил: Вячеслав Анатольевич Старцев.
- Автор: А. Белов