Пашков Иван Дмитриевич

Герой Советского Союза

ВВС: Лётчики – бомбардировщики

Годы жизни: 05.12.1921 - 21.11.1993

Даты указов: 27.06.1945

Медаль № 7581

Пашков Иван Дмитриевич - командир звена 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 5 декабря 1921 года в селе Усть-Барандат Тисульского района Кемеровской области в крестьянской семье.

Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 9 классов и аэроклуб в Красноярске.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Омскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с октября 1942 года.

Начал воевать в гвардейском авиационном корпусе Героя Советского Союза генерал-майора И.С. Полбина. И.Д. Пашков был в составе группы И.С. Полбина, уничтожившей аэродром Гривочки в районе города Старая Русса, а также-аэродром в районе Федоровки на Украине в 1944 году.

15 января 1943 года при бомбежке крепости Великие Луки бомбардировщик Пе-2 под командованием лейтенанта И.Д. Пашкова был подбит. При посадке самолёта на фюзеляж Пашков был тяжело ранен (серьёзно поврежден позвоночник, перебиты рука и нога). Излечение в госпитале заняло четыре месяца.

В ходе Сандомирско-Силезской операции (январь-февраль 1945 года), в должности командира звена 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка разбомбил два крупных склада боеприпасов противника.

Командир звена 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии старший лейтенант И.Д. Пашков к маю 1945 года совершил 160 боевых вылетов, из них 85 на бомбардировку, уничтожив на земле 8 вражеских самолётов. В 15 воздушник боях сбил лично три и в группе четыре самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Пашкову Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№7581).

После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1959 года полковник И.Д. Пашков — в запасе.

Жил в Свердловске (ныне - Екатеринбург). Окончил вечернее отделение экономического факультета Уральского государственного университета. Работал инженером-экономистом в Научно-исследовательском институте завода «Уралэлектротяжмаш». Принимал активное участие в общественной жизни: был председателем заводского Совета защиты мира, членом президиума Свердловской секции Советского комитета ветеранов войны, членом президиума Свердловского областного и городского комитетов ДОСААФ, участвовал в работе научного общества УралВО и общества «Знание». Умер 21 ноября 1993 года. Похоронен на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями, в том числе чехословацкой медалью «За храбрость».


Из воспоминаний Героя:

В сентябре 1944 года после прорыва обороны противника в Сандомирской операции наши войска быстрыми темпами продвигались вперед, уничтожая живую силу и технику противника.

К району прорыва противник начал подтягивать резервы живой силы и техники. Плохая осенняя погода со сплошной низкой облачностью и осадками неблагоприятно сказывалась на взаимодействии нашей авиации с наземными войсками. Действовать группами бомбардировщиков из-за плохих метеоусловий было невозможно.

Командование приказало: действовать одиночкам-"охотникам", экипажи которых отлично подготовлены к выполнению боевых заданий в сложных метеоусловиях.

Командир полка поставил мне боевую задачу: уничтожить эшелоны противника на участке железной дороги Вольюром — Мехув и станции Туннель и одновременно произвести разведку движения войск противника на этом участке. В указанном мне районе «свободной охоты» для нанесения бомбового удара я выбрал цель — станцию Туннель, на которую, по данным разведки, прибыло 4 железнодорожных состава с резервами.

Бомбовая нагрузка 8 «ФАБ-100» с взрывателями «АПУВ», установленными на мгновенное действие.

Станция прикрывалась огнем до 3 батарей СЗА и МЗА, кроме ЗА, установленных на платформах эшелонов.

Станция Туннель окружена лесным массивом, что способствовало скрытому подходу к цели. Я решил заход на цель произвести внезапно, с севера, из-за лесного массива, с курсом 175 градусов, под углом 15 градусов к цели. Уточнив задание, договорившись с экипажем о действии в полете, получив метеоданные и последние указания командира, я взлетел.

Линию фронта перешел в облаках, по расчету времени пробил облачность, высота которой оказалась 300 метров, и, выйдя на ранее намеченный ориентир в малонаселенной местности, перешел на бреющий полет.

Чтобы рассмотреть цель, я прошел в стороне от станции Туннель на удалении 4 км и увидел: 4 эшелона, несколько отдельных вагонов и цистерн. Вышел севернее цели, где, обходя населенные пункты, развернулся, взяв курс на цель. К цели подошел на бреющем полете.

Подходя к цели вдоль лесного массива, я развил на бреющем полете скорость 420 км/час. Высота облачности над целью была 400 метров. Не долетая до цели 2 км, резко перевел самолет в угол набора высоты. Скорость 330 км/час. Время набора 350 метров заняло 8-10 секунд, осталось 5-6 секунд, которых оказалось вполне достаточно, чтобы подобрать для бомбометания расчетный режим полета и прицельно сбросить бомбы. Бомбометание произвел серией из 8 бомб. Бомбы легли точно в цель. После сбрасывания бомб немедленно сфотографировал результаты бомбометания. После взрыва бомб самолет несколько подбросило вверх взрывной волной. Во время пребывания над целью стрелок-радист обстреливал эшелоны из пулемета «БС».

В результате бомбометания, как подтвердил фотоснимок, уничтожено 2 паровоза, разбито и перевернуто до 10 вагонов и платформ с орудиями и автомашинами.

После фотографирования перехожу со скольжением на бреющий полет. В это время я заметил железнодорожный эшелон, подходивший от станции Мехув к станции Туннель.

Решаю атаковать его. Развернулся на восток, прошел 9 км, сделал разворот на 180 градусов и взял курс на запад. За 1,5 км от цели на скорости 420 км в час сделал "горку".

Набрав высоту 350 метров, в момент подхода к углу визирования перевел самолет в планирование под углом 25-30 градусов вдоль эшелона.

С дистанции 800 метров открыл огонь, беря перекрестие под паровоз на 10 тысячных дистанции, и корректировал огонь по трассе, доводя его до точного попадания в паровоз. За время атаки дал три длинные очереди и вышел на высоте 80-100 метров. До атаки стрелку-радисту приказал: на выходе из атаки обстреливать эшелон.

Попадания по паровозу и вагонам были точные. Эшелон прекратил движение, паровоз был окутан клубами пара. Вторая атака производилась мною по выгружавшимся из вагона солдатам. После второй атаки произвел фотографирование эшелона.

Для выполнения задания по разведке я снизился на бреющий полет. Взял курс на Вольбром, идя в стороне от железной дороги на расстоянии ее видимости и обходя крупные населенные пункты. На станции Вольбром я обнаружил 5 железнодорожных составов и по шоссейной дороге Вольбром-Мехув двухстороннее интенсивное движение автомашин и повозок.

Для увеличения радиуса действия радиостанции я вошел в облака и на высоте 500 метров приказал радисту передать данные разведки. Затем снизился, обстрелял на шоссейной дороге автомашины и повозки до полного израсходования патронов. На случай нападения истребителей оставался запас патронов у штурмана и стрелка-радиста.

Наличие же низкой сплошной облачности давало возможность при угрозе в любой момент скрыться в облаках.

В результате действий экипажа по станции Туннель разбито 2 паровоза и до 10 вагонов и платформ с техникой противника. На подходе к станции паровоз выведен из строя и остановлен эшелон.

Лишенные прикрытия истребителей, мы строили наш полет исключительно на скрытности и внезапности действий: использовали для маскировки облачность, бреющий полет, обход населенных пунктов.

Произведенная нами доразведка цели, не обнаруженная противником, дала возможность правильно оценить обстановку, принять правильное решение и выбрать по местности направление захода, а следовательно, обеспечить точность выхода на цель. Это мнилось одним из основных условий успеха.

Точно выйдя на цель и произведя бомбометание с выскакивания «горкой», с последующим переходом на бреющий полет, мы добились хороших результатов. Внезапность удара, кратковременное пребывание над целью не дали противнику возможности оказать противодействие.

Приведенный пример подтверждает целесообразность применения «охотников»-бомбардировщиков для непрерывного воздействия на противника, когда действия группами невозможны вследствие плохих метеоусловий