Ковун Леонид Иванович

Родился 27 июня 1916 года. В городе Москва. Семья переехала в г. Томск, где окончил 8 классов, поступил в техникум связи и закончил его в 1935 году.

В этом же году, отца переводят в Белово. В 1935 году поступил в Беловский аэроклуб, закончил в 1936 году, в группе инструктора Семёнова.

В 1936 году призвали в армию, в морфлот, г. Владивосток.

Через год перевели в гидроавиацию. Тренировочный отряд Тихоокеанского флота. По окончании тренировочного отряда, направили в 1-е Краснознамённое Ейское военное училище, морских лётчиков. Год переучивался на гидросамолёт МБР-2. По окончании, снова прибыл во Владивосток, для дальнейшего прохождения службы.

Демобилизовался в декабре 1940 года и сразу же стал работать летчиком – инструктором в аэроклубе города Белово.

22 июня 1941 года – Война.

Утром я услышал по радио правительственное сообщение о вероломном нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Трудно было поверить в это.

Молодежь того времени с негодованием встретила известие о войне.

В военкоматах, появились очереди с заявлениями о зачислении в действующую армию и первыми были комсомольцы, подавал и я такие заявления дважды, но получал отказ.

В середине 1942 года мое желание исполнилось. Аэроклубы закончили свою работу и нас инструкторов, передали в Бердскую школу военных летчиков, откуда меня направили в Толмачёвский Запасной истребительный авиационный полк, где переучили на боевой самолёт ЯК -7б. Я стал, летчиком истребителем.

В январе 1943 года, наш 6-ой, авиационный, истребительный полк отправили в действующую армию. Первоначально противовоздушная оборона окрестности г. Москвы.

Здесь над Московским водохранилищем, хмурым январским днём впервые шестерка ЯК-7б (я был ведомым) встретилась с фашистскими истребителями МЕ-109.

Первый воздушный бой.

Короткая схватка, без потерь, с той и другой стороны. Остро запомнились чёрно-белые кресты.

Вскоре перебазирование на фронт. Бои за Воронеж, Белгород, Харьков.

Полёты на прикрытие поля боя, отражения налёта вражеских бомбардировщиков, сопровождение наших бомбардировщиков, знаменитых штурмовиков ИЛ-2, воздушные бои, полёты на разведку и даже штурмовку фашистских войск на марше.

Набирали силу удары наших войск, продолжалась война. Менялась воздушная обстановка в пользу Советских лётчиков.

Наш полк успешно выполнял любые боевые задания днём и ночью. Мужали и набирали боевой опыт лётчики, у многих на груди засияли награды – ордена Родины, и я освоил и полюбил истребитель и стал ведущим в паре.

Никогда не забуду день начала Курской битвы 5 июля 1943 года.

«Огненной дугой» называли этот участок фронта. Среди ночи боевая тревога, отдаленный грохот орудий. Спешный вызов на аэродром. Напутственные слова командира полка, подполковника Лукелий, перед строем лётчиков. С восходом солнца боевой вылет, восьмеркой ЯК- 1, во главе с командиром полка майором Маслий и воздушный бой в районе знаменитой Прохоровки с фашистскими бомбардировщиками и истребителями.

В этом упорном бою группа сбила 4 самолета, с чёрно-белыми крестами, один из истребителей МЕ – 109, сбил я.

Вечером партийное собрание полка, приём особо, отличившихся, в ряды КПСС, среди них довелось быть и мне. С этого знаменательного дня в моей жизни, я стал коммунистом.

Фронтовая печать, в те суровые дни сообщала, что были моменты, когда над полем боя в районе Прохоровки, одновременно с 2х сторон, находилось до 1200 самолётов. Воздушная битва кипела на всех высотах от земли и до 5000 метров, каждую минуту падал сбитый самолёт.

Жарко было в курском небе, ад кромешный, творился на земле.

В конце одного из вылетов, по команде с Земли, мы парой снижались, считать горящие танки, и насчитали их 18. Пылали яркими кострами хваленые «тигры», горели и наши танки. Но мы выстояли и победили.

Коричневая чума огрызаясь. Покатилась на Запад.

Не забываются бои за Харьков, Полтаву, за Днепр в районе Переволочной, Александрию, Кременчуг, Кировоград.

С болью в сердце, вспоминаю Карсунь – Шевченковскую операцию и тот воздушный бой нашей десятки ЯК-1, в районе города Смела, по отражению 3х групп бомбардировщиков с истребителями.

В этом бою, с превосходящими силами противника, я сбил 2 самолета: истребитель ФВ- 190 и бомбардировщик Ю-78 и погнался за третьим, но попал под перекрёстный огонь стрелков с бомбардировщиков и сам был сбит и тяжело ранен.

Подобрали меня танкисты, которых мы прикрывали. Потом лечение вначале в полевом, а затем в общевойсковом госпитале, в городе Харькове. Переливание крови, быстрое выздоровление и направление в авиационный госпиталь на Восток, для долечивания правой ноги и определения годности к дальнейшей лётной работе. Но я туда не поехал, а поехал на Запад, на фронт.

Догнал свой полк в Молдавии, в городе Бельцы. Фронтовая семья встретила меня по-братски. Вскоре, с помощью медиков, я окреп и был назначен командиром эскадрильи, новичков-истребителей.

И опять боевая работа, участие в Кишинево – Ясской операции, в боях за освобождение Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии и их столиц Будапешта и Вены.

Много труда и сил положил личный состав нашего теперь уже 149 полка, 13 й гвардейской Полтавско - Александровской авиационной истребительной дивизии в боях за освобождение Венгрии, её городов Дебрецена, Сольнок и Будапешта.

Упорные бои были за город Сольник, на реке Тисса. Наш полк прикрывал этот участок, в течение всего светлого времени суток.

Как – то в полдень группа шесть ЯК – 1, возглавляемая командиром нашего полка Героем Советского Союза майором Зотовым М.И. ушла на очередное прикрытие.

Я шестёркой ЯК – 1, дежурил по готовности № 1 (все лётчики сидели в самолётах). И вдруг одна красная ракета, вторая. Взлетаем парами, Зотов ведет воздушный бой, противник наращивает силы, высота 1500 – 2000 метров, район Сольнок, передали с командного пункта. Беру курс на Сольнок, идём на полных газах, торопимся. С высоты 3500 метров в слабой дымке, показался Сольнок. Почти над городом, ниже нас идет воздушный бой. Станция наведения нацеливает меня на только что прибывшую шестёрку МЕ – 109, у нас превосходство, мы значительно выше ее.

Перестраиваю группу в правый «пеленг», даю цели ведущим и со стороны солнца атакуем фашистов. Заметили нас поздно. Бой начался на вертикалях. Я, атаковал ведущего группы, зашёл ему в хвост, и когда он в верхней точке стал терять скорость, я догнал его, поймал в прицел и метров с 50 – ти, дал длинную очередь из всех 3 – х точек, по трассе понял, попал. Пролетая видел, как «фриц» сбросил фонарь кабины, пытался покинуть самолет, но все понеслось вниз. Мои ведомые сбили ещё один МБ – 109, остальные покинули поле боя. Мы шестёркой вернулись на аэродром.

В эскадрилье, которой командовал я, были опытные, смелые боевые летчики, которые успешно выполняли самые трудные задания, в любое время суток и при любой погоде.

Среди них выделялся и был нашим любимцем комсомолец Ваня Сокович, ему едва исполнилось 20 лет. Он хорошо летал и постоянно рвался в бой, а когда его не брали, оберегая его молодость, он буйствовал и даже плакал, считал это большой, личной обидой.

Наши боевые помощники и товарищи: авиатехники, инженеры, оружейники и связисты, не щадили себя и отдавали все силы и знания, для своевременной и качественной подготовки боевой техники. А если требовала обстановка, то и ночью и в непогоду под открытым небом на полевых аэродромах, готовили и восстанавливали поврежденные самолёты, чем на земле, обеспечивали нашу Победу, в воздухе.

Война приближалась к концу.

После разгрома Будапештской группировки, нашу дивизию перебросили на Австрийский участок фронта, а после взятия Вены в Чехословакию, в район города Брно, где я в составе восьмёрки ЯК – 3, выполнил последний боевой вылет и последний воздушный бой при отражении налёта фашистских стервятников на город 9 мая 1945 года.

Долгожданный день капитуляции фашистской Германии 8 мая 1945 года, застал наш полк в небольшом Чехословацком городке Вальтице.

Ликованию и радости не было предела, все обнимались, целовались, поздравляли друг друга с Победой.

Я, безгранично рад и горжусь тем, что мне Советскому летчику – Сибиряку, коммунисту, выпала высокая честь, с оружием в руках, защищать завоевания Великого Октября. Молодежь моего поколения, миллионы сынов и дочерей, нашей любимой Родины, презирая смерть, шли в бой против гитлеровского фашизма и Японского милитаризма и победили.

На мою долю выпало огромное счастье, закончить Великую Отечественную войну, у стен седого Кремля, перед мавзолеем В.И. Ленина на Параде Победы 24 июня 1945 года, в составе сводного полка 2 – го Украинского фронта. Возглавлял который маршал Советского Союза Т.Р. Малиновский, авиацию фронта генерал Н. Каманин, один из первых героев Советского Союза.

Громоздилась облачность над площадью, шёл дождь, но торжество не омрачилось.

Я, видел Красную площадь в строгом праздничном наряде, стройные шеренги воинов – победителей всех родов войск, их овеянные славой Победы с орденами Знамёна, грозную боевую технику, знаменитые «Катюши».

На трибуне Мавзолея руководителей партии и правительства, прославленный генералитет армии победителей.

Принимал парад на белом коне, маршал Советского Союза Жуков, командовал парадом, на вороном коне, маршал Рокоссовский.

Я, слышал речь маршала Жукова, могучее, мощное, много радостное русское «УРА», над площадью, в ответ на поздравление с Победой. Гремели залпы торжественного артиллерийского салюта.

Торжественный марш войск открыли барабанщики – суворовцы, за ними под звуки марша сводного оркестра, из 1400 человек, пошли сводные полки фронтов.

В их шаге, в блеске их оружия, в каждом движении сияла безмерная радость Победы и слава нашего Отечества.

Грозным и потрясающим было зрелище, когда 200 наших воинов, героев волочили по мостовой знамёна хваленых гитлеровских армий, в том числе и личный штандарт Адольфа Гитлера и повергли их, к подножью Мавзолея, к ногам Победителей – советских чудо богатырей.

Я, видел, как через площадь прогнали понурое стадо фашистских «завоевателей», они в бытность трубили и хвалились на весь мир, что будут, скоро демонстрировать у стен Кремля, немногим, но им повезло, они остались живы и прошли здесь в конце парада, но только в роли битых «псов – рыцарей», в роли побежденных.

За ними шли уборочные машины, которые мели и сливали с Советской земли следы и дух проклятого фашизма.

Они и гости с Запада и Востока, а их на Параде было очень много, воочию убедились, и обязаны были запомнить навечно и внушить своим грядущим поколениям, пророческие слова, защитника и полководца древней Руси, Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

После демобилизации с 1947 года, начал летать в ГВФ, города Новосибирска, командир корабля ЛИ – 2; ИЛ – 12; ИЛ – 14.

Первым освоил самолет АН – 10. Затем летал на ТУ – 104.

За трудовые успехи, награждён орденом «Знак Почёта» и знаком «отличник Аэрофлота». Сейчас на заслуженном отдыхе, но продолжаю трудиться на должности, старшего инженера, инспектора по безопасности полётов.

Боевые награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I ст., орден Красного Знамени, орден Красного Знамени (2)

Ковун Леонид Иванович

Ковун Леонид Иванович

Автобиография из рукописи. Текст набрал: ветеран ГСВСК (группа советских военных специалистов на Кубе) Вячеслав Старцев.