Беловский аэроклуб

Об истории его создания, воспитанниках, об участии аэроклубовцев в боях против немецко-фашистских захватчиков на фронтах Великой Отечественной войны рассказывается в данной хронике-повествовании.

 «Комсомолец – на самолет!» — этот призыв впервые прозвучал 25 января 1931 года с трибуны IX съезда ВЛКСМ.

Перед Ленинским комсомолом была поставлена исключительно сложная и ответственная задача: подготовить для Воздушного Флота республики 150 летчиков.

Это решение было вызвано целым рядом обстоятельств. Нужны были летчики для гражданской авиации. Но еще больше нуждалась в них Красная Армия. Международная обстановка в это время была довольно напряженной.

Острый экономический и политический кризис, начавшийся в капиталистических странах в 1929 году, привел к резкому обострению противоречий. Буржуазия стремилась выйти из кризиса через фашизацию своих стран, подавление последних свобод, усиление эксплуатации трудящихся, а также путем развязывания новой мировой войны.

Препятствием на пути империалистов был Советский Союз. Экономический рост СССР, симпатии во всем мире к государству рабочих и крестьян вызывали ярую ненависть буржуазии, реакционной военщины. Они пытались предъявлять нам всякие «ультиматумы», устраивали провокации.

Наша страна, естественно, не могла равнодушно взирать на все это. Был принят ряд мер по укреплению Красной Армии.

Создан «Осоавиахим» — добровольное общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству.

Комсомольцы, молодежь страны горячо откликнулись на призыв IX съезда комсомола. Тысячи патриотов с комсомольскими путевками пришли в летные школы и аэроклубы Осоавиахима.

Данных о шефской работе беловских комсомольцев над Воздушным Флотом в 1931—1932 годах нет.

Во-первых, в стране еще шла подготовительная работа, во-вторых, и, это, наверное, главное — Белово в это время переживало организационную перестройку.

Согласно постановлению, ВЦИК, районный центр из Бачат переводился в Белово, и потому в течение 1931—1932 гг., частично и последующих лет шло перебазирование в новый поселок паровозного депо, различных учреждений.

Более полные данные о шефской работе беловских комсомольцев над Воздушным Флотом имеются с 1933 года.

Именно тогда в феврале беловский комсомол принял шефство над первой в Сибири Н-ской школой летчиков.

Комсомольская организация района собрала деньги на приобретение для подшефной школы учебного самолета «Беловский комсомолец».

Кроме того, были переведены 2 тысячи рублей на приобретение планера, а также отправлен вагон угля, добытый комсомольцами только что построенной бабанаковской шахты «Пионерка» путем проведения субботников.

Беловский райком комсомола поддержал также почин комсомольцев и молодежи организовать сбор средств на постройку самолета к антивоенному дню - 1 августа. «Это будет ответом на вылазки империалистов» — говорилось в обращении комсомольцев.

Инициатива юношей и девушек была горячо одобрена коммунистами. Участники 6-го пленума райкома партии в период работы провели подписку, составившую 3553 рубля.

Начался активный сбор средств. Выходившая тогда в Белове газета «На штурм» (орган Беловского райкома ВКП(б), райисполкома и райпрофсожа) регулярно освещала ход этой кампании.

В одном из ее номеров писалось, что смены машинистов тт. Кушеша и Романова решили доставить по два поезда с грузом от Белова до Усят и обратно, а заработок внести на постройку нового самолета.

Вслед за машинистами в это движение включились работники кондукторского резерва, которые совершили 18 поездок в фонд постройки самолета. Ударники транспортного цеха цинкового завода отработали на самолет четыре часа. Комсомольская организация орса завода вызвала даже на соревнование дистилляционников.

На собранные беловчанами средства был приобретен новый самолет У-2 СССР с-8. Краевой совет Осоавиахима утвердил организацию в Белове аэроклуба и строительство ангара на пять самолетов.

5 сентября 1933 года самолет прибыл в Белово. В честь этого события состоялся митинг. Его открыл председатель райисполкома т. Рогов. От райкома партии выступил т. Рубан, от райкома комсомола — т. Гулевич. На митинге также выступили председатель районной организации Осоавиахима т. Бойко и летчик т. Шлакунов.

Ударник цинкового завода т. Приказчиков заявил на митинге, что он вносит 50 рублей на оснащение материальной базы аэроклуба, и призвал всех последовать его примеру. Митинг закончился катанием на самолете лучших ударников Белова.

8 сентября самолет вылетел в агитполет по району. Он побывал в Гурьевске, Евтине, Мохове, Новопестереве и других населенных пунктах.

В Белове началась организационно-массовая работа по вовлечению в члены аэроклуба.

Одним из первых вступил в члены аэроклуба коллектив типографии и редакции газеты «На штурм» (ныне «Знамя коммунизма»).

Комитет комсомола цинкового завода в начале 1934 года вступил юридическим членом аэроклуба и внес 150 рублей. Было решено в течение десяти дней довести число аэроклубников с 70 до 200 человек.

Комитет комсомола принял решение организовать при заводе планерный кружок и добиться, чтобы все комсомольцы летной школы и планерного кружка сдали нормы на значок ГТО и «Ворошиловский стрелок».

Один из первых аэроклубовцев Степан Емельянович Шамаев в своих воспоминаниях рассказывал, что в 1933 году комсомольская организация цинкзавода направила его учиться в аэроклуб, который он потом окончил без отрыва от производства. От курсанта требовалось многое, но главное - быть ударником на производстве, успевающим учеником в школе ФЗУ или общеобразовательной школе.

В 1934 году аэроклуб уже имел два самолета. Учебное помещение находилось на улице Кузбасской. В дальнейшем оно было переведено в новое здание по ул. Р. Люксембург, там, где потом разместится школа ФЗО № 52 и типография.

В процессе учебы аэроклубовцы проводили агитационную работу в Белове и селах района. В честь Дня Воздушного Флота самолеты сделали 15 воздушных агитрейсов по деревням района (Инюшка, Новопестерево, Каралда, Чекмари и др.). Было поднято в воздух 75 человек — рабочих с производства и ударников социалистических полей.

На август 1934 года аэроклуб насчитывал 50 юридических (предприятий, организаций) и 700 физических членов. Беловский аэроклуб имел филиал в Гурьевске.

Первым начальником аэроклуба стал т. Шадрин. В первом учебном 1934 году аэроклуб должен был подготовить без отрыва от производства 26 летчиков и 56 планеристов. Кроме того, 375 юных авиамоделистов.

К 17-й годовщине Октября было выпущено 12 летчиков. В основном это были молодые рабочие-ударники цинкового завода и предприятий железнодорожного транспорта. На XI районном съезде Советов, который состоялся в декабре 1934 года, бурными аплодисментами было встречено появление в зале делегации Беловского аэроклуба.

1 мая 1935 года состоялся очередной выпуск курсантов. Без отрыва от производства было подготовлено 21 человек, а также 9 инструкторов-планеристов. К сожалению, не удалось пока точно выяснить фамилии первых курсантов.

Насколько известно, это были К.П. Калинин, С.Е. Шамаев, М. Евсеева, А. Кочетков, Ф.З. Ирискин, Шуталев, И. Пушкарев, Усачев, Мартынов и другие.

Зяблицев А., Кайгородова (Зайцева) Р. Комсомолец – на самолет! // Знамя коммунизма. – 1985. - № 123 (7725). – 12 октября. – С. 4.


2007 год. Аэроклуб города Белово.

Белово и Беловчане. Белово страницы истории.

Архив: РТК «Омикс».

Автор и ведущий: Борис Яковлевич Костюра.

Оцифровал и оформил: Вячеслав Анатольевич Старцев.