«БВ» неоднократно писал об именной военной технике, построенной в годы Великой Отечественной войны на средства простых беловчан, а порой и при их личном участии.
Были публикации о бронепоездах «Сибиряк» и «Металлург Кузбасса», построенных в депо станций Инская и Белово, писали мы и о штурмовике «Ил-2», носившем имя «Беловский паровозник».
Но недавно выяснилось, что врагов на беловские деньги били не только на суше и в воздухе, но и на море. Этот рассказ — о подводной лодке «М-107» «Новосибирский комсомолец».
Как строили нашу «малютку»
При изучении архива газеты «Знамя ударника» (так когда-то назывался «Беловский вестник») за 1943 год мне случайно попалась небольшая заметка от 5 марта под названием «На постройку боевых кораблей». Вот что в ней сообщалось:
«Трудящиеся города по инициативе комсомольцев принимают активное участие в сборе средств на постройку боевых кораблей «Новосибирский комсомолец». Хорошо сбор средств прошел в медицинском участке Беловского отделения Томской железной дороги. Здесь поступило уже 4068 рублей. 10 775 руб. поступило от коллектива завода «Кинап» (ныне — «Кузбассрадио», — О.Б.). Комсомолец тов. Шихельман внес 100 руб. Молодой комсомолец тов. Паутов — 50 рублей. Беспартийный тов. Павлович внес на постройку боевых кораблей 75 рублей. Неплохо был проведен сбор средств в ремесленном училище № 14. Учащиеся внесли из своих личных сбережений 1500 рублей».
Эта заметка стала началом большого поиска. Потому что «Новосибирский комсомолец» был достроен и успешно воевал на Северном море, причём путь его, благодаря рассекречиванию архивов Минобороны, отслеживается чётко — вплоть до места его последней стоянки. Почему речь в заметке шла о кораблях, а не о корабле — осталось загадкой. Есть и вторая, уже легко раскрываемая тайна: причём здесь Новосибирская область? Всё просто — город Белово, как и Кузбасс в целом, до 1943 года входил в состав Новосибирской области.
Итак, вот что нам удалось выяснить. Подлодка «М-107», в будущем «Новосибирский комсомолец», была заложена под стапельным номером 304 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) ещё до войны — 30 октября 1940 года. Буква «М» («малая») в названии обозначает, что она принадлежит к типу самых маленьких, всего-то 44 метра в длину, советских подводных лодок времён Великой Отечественной войны. Моряки ласково называли их «малютками».
Как сообщает сайт sovboat.ru, немецкое нападение застало подводную лодку на достроечной площадке, с уже установленными главными механизмами. С 1 июля завод перешел на выпуск танков Т-34, что отодвинуло сроки сдачи корабля флоту. Поэтому только 16 апреля 1942 года субмарину спустили на воду.
Летом 1942 года ГКО принял решение о передаче «малюток» XII серии сормовской постройки Северному флоту. Корабль погрузили на транспортёр и отправили по железной дороге на завод № 402 в Молотовск (ныне Северодвинск).
16 декабря 1942 года подлодку вторично спустили на воду, а 24 июня 1943 года она вступила в строй. «М-107» была зачислена в состав 6-го дивизиона ПЛ СФ.
Так как средства на достройку корабля были собраны комсомольцами и молодежью Новосибирской области, 18 июня 1943 года приказом Наркома ВМФ Николая Кузнецова подводной лодке присвоило почётное наименование — «Новосибирский комсомолец». Командиром лодки стал капитан-лейтенант Владимир Павлович Кофанов, с которым она и прошла всю войну.
Кузбасская лодка против кригсмарине
Северный флот, куда прибыла подводная лодка, вёл тяжёлые бои с немецким ВМФ — кригсмарине, базирующимся в Норвегии. Любая проводка конвоя с военными грузами, любой выход в море был крайне опасным, можно было напороться и на мины, и на внезапную бомбёжку, и на атаку немецких кораблей.
И это, не считая непростых погодных условий: сильных морозов, страшных штормов. Например, в 1942 году волной оторвало нос (!) миноносцу «Сокрушительный», который вскоре затонул (А. Платонов, «Энциклопедия советских надводных кораблей 1941—1945»). Это миноносец, с водоизмещением и экипажем в 10 раз больше нашей подлодки. Можно только представить, что приходилось порой испытывать морякам крохотной «малютки»…
За годы войны Северный флот потерял 23 подводные лодки — 47% от их количества за всю войну, практически каждый второй подводник не вернулся в родную гавань. Но «Новосибирскому комсомольцу», откроем секрет, было не суждено навеки остаться в северных морях…
В первый боевой поход с задачей патрулирования района Вардё — мыс Сейбунес (позиция № 3) подлодка вышла вечером 7 сентября 1943 года. На борту субмарины, обеспечивая молодого командира корабля, находился командир 6-го дивизиона ПЛ, Герой Советского Союза, капитан 2 ранга Израиль Ильич Фисанович. К тому времени он уже утопил 2 немецких боевых корабля, 10 судов и 1 танкер противника, несколько раз успешно забрасывал на своей подлодке диверсионные группы в немецкий тыл. Очевидно, именно благодаря его опыту первый же поход «Новосибирского комсомольца» окончился успешной атакой немецкого конвоя.
Днём 11 сентября у норвежского мыса Харбакен подводная лодка атаковала большой транспорт (по оценке подводников, 7−8 тыс. тонн водоизмещением) из состава конвоя.
Спустя полторы минуты на субмарине зафиксировали сильный взрыв, а вскоре, осматриваясь в перископ, командир цель не обнаружил.
Как впоследствии выяснилось, торпеда попала в борт не транспорта, а германского охотника «UJ-1217», который два месяца назад отличился, потопив 5 июля советскую подводную лодку, забросав её 73 глубинными бомбами, а затем протаранив (предположительно, это была «М-106» «Ленинский комсомол» либо «Щ-422»). Информация о потоплении немецким охотником нашей подлодки приводится в книге К. Кулагина и М. Морозова «Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии)». Тем примечательней победа кузбасской подлодки: она не просто потопила врага, но и отомстила за погибших товарищей.
Торпедированный охотник пошёл на дно в точке 70°38' с.ш./30°26' в.д., унеся с собой жизни 29 немецких моряков, а «М-107», избежав преследования, вечером 12 сентября прибыла в Полярное.
Как свидетельствуют документы, следующее боевое патрулирование подводной лодки проходило в первой половине октября. «Новосибирский комсомолец» действовал в Варангер-фьорде (позиция № 1). Вечером 9 октября «М-107» у мыса Лангбунес разрядила торпедные аппараты по судну в составе конвоя. Вскоре на подводной лодке отмечен раскатистый взрыв, а при осмотре горизонта в перископ цель не наблюдалась. При отходе с места атаки подводники зафиксировали еще три глухих отдаленных взрыва, но противник не комментирует результат атаки подводной лодки.
А вот третий боевой поход «М-107» во второй половине ноября прошёл неудачно: вскоре после того, как подводная лодка приступила к патрулированию позиции № 1-В в районе Вардё — Конгс-фьорд, на ней оказался залитым водой перископ, который оставался неисправен до конца похода. Оставаясь слепой, подводная лодка была вынуждена отказаться от атаки конвоя, обнаруженного с помощью шумопеленгатора днем 26 ноября. Прибыв в Полярное, подводная лодка приступила к навигационному ремонту и слипованию. В ходе ремонтных работ на корабле был установлен стабилизатор глубины «Спрут».
Вступив в строй и проведя курс боевой подготовки, «М-107» вечером 2 апреля 1944 года вышла с задачей патрулирования района Конгс-фьорда (позиция № 11). И тут уже нашим морякам чудом удалось остаться в живых: утром 5 апреля лодку обнаружили корабли вражеского эскорта. Четыре часа советским подводникам пришлось отсиживаться на грунте, противник сбросил на них 56 глубинных бомб. На «М-107» погас свет в боевой рубке, вышел из строя репитер гирокомпаса. Но «малютка» выжила под бомбами, а вскоре, чуть оторвавшись от преследования, продолжила выполнение задачи. А через два дня в районе Бос-фьорда в точке 70°46,7' с.ш./30°15,5' в.д. «Новосибирский комсомолец» атаковал тральщика из состава конвоя. Вскоре на подводной лодке зафиксировали глухой взрыв, хотя немцы, занятые в этот момент отражением налета советской авиации, атаки не отметили.
Беловские деньги — на дне крымской бухты
Утром 9 апреля «М-107» прибыла в Полярное, фактически завершив боевую карьеру. 30 апреля 1944 года начала подготовку к перебазированию через всю страну, с севера на юг — на Черноморский флот. 12 мая «Новосибирский комсомолец» отправился по внутренним водным путям и железной дороге в Поти (Абхазия), куда благополучно прибыл через 24 дня.
9 июля подводная лодка вошла в состав отдельного учебного дивизиона П. Л. Черноморского флота, но в боевых действиях на этом театре участия уже не принимала — война на Черноморье практически закончилась. Крым советские войска освободили ещё 12 мая, а оперировать против румын на море тоже не пришлось: те уже собирались перейти на сторону СССР…
В первые послевоенные годы «Новосибирский комсомолец» продолжал службу на Чёрном море. Но 17 августа 1953 года «М-107» была выведена из боевого состава: уже в следующем году начнётся строительство первой советской атомной подлодки, так что ветеранов Великой Отечественной списывали со счетов. Месяцем спустя лодку превратили в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-17» и поставили на прикол, а 21 мая 1956 года окончательно исключили из списка судов советского ВМФ. Вскоре корпус субмарины передан аварийно-спасательной службе ЧФ и обращен в болванку — лодку, специально затопленную, использовали для тренировки водолазов и подготовки личного состава спасательных судов к действиям по поддержанию жизнедеятельности и спасению экипажей аварийных подводных лодок. Так лодка, уже мёртвая, продолжала служить Родине.
Сейчас же моря бороздит атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б». С 1997 года над ней шефствует администрация Кемеровской области, помогая морякам организовывать быт, а потому в 1998 году подлодка получила имя «Кузбасс». До перевода всего атомного подплава на контрактную службу на ней отслужили сотни кузбассовцев, которых добром вспоминал первый командир лодки Сергей Захарченко, перечисляя в интервью «Комсомолке» парней из Кемерова, Белова, Ленинска…
А «Новосибирский комсомолец» сейчас может проведать любой беловчанин, который имеет возможность приехать в Крым. Именно там, на внешнем рейде Балаклавской бухты, на глубине 94 метра лежит на грунте героическая субмарина. Построенная в далёкие военные годы в том числе и на деньги беловчан.
- Автор: Олег Быков
- Источник
Еще «Военная техника»
Бронепоезд «Сибиряк»
В Великую Отечественную широко использовалась в борьбе с врагом мощь бронепоездов. Создавались бронепоезда военного времени и у нас в Белово