В Великую Отечественную широко использовалась в борьбе с врагом мощь бронепоездов. Создавались бронепоезда военного времени и у нас в Белово.
В фондах музейно-выставочного центра храниться макет бронепоезда «Сибиряк», созданный студентами Беловского железнодорожного училища №5 в 1965 г. А в 2000 г. бывшие студенты передали макет в краеведческий музей. В 2020 г. бронепоезду была сделана новая площадка, добавлены детали.
Началась славная история нашего героического бронепоезда 25 ноября 1941 года.
Когда приказом Войскам Сибирского Военного Округа № 0092 Начальнику передвижения войск Томской железной дороги поручено сформировать 42-й Отдельный дивизион бронепоездов.
Материальную часть взялись построить железнодорожники Томской железной дороги. Зимой 1941 года в локомотивном депо станции Белово началось строительство бронепоезда «Сибиряк».
Для успешного выполнения задания была создана бригада из 12 специалистов. Руководил бригадой инженер Гуменной.
Необычную работу выполняли по - боевому, отдыхая по 3-5 часов. Жили прямо в депо. Понимали — бронепоезд очень нужен бойцам. С трёхлинейкой против немецкой техники особо не навоюешь. Почти без механизмов, вручную, обводили каркасом обычный паровоз, а на каркас накладывали трехсантиметровые плиты бронированной стали. В это же время рабочие вагонно-ремонтных мастерских беловского железнодорожного узла сооружали броневагоны. Термическая обработка брони осуществлялась на Кузнецком металлургическом комбинате в Сталинске. Затем броневой пояс вновь смонтировали. В конечном результате из обычного паровоза вырос стальной зверь с закаленной броней 3-4 см. толщиной, бронеплощадками с 76-мм французскими пушками 1897 г. и пулеметами Дягтерева.
В 1942 году «Сибиряк» прошёл ходовые испытания и был направлен в район станции Инская Томской железной дороги. Учитывая опыт строительства такой бронетехники, беловчане получили ещё один военный заказ — строительство второго бронепоезда «Металлург Кузбасса».
За создание этих бронепоездов в рекордно короткий срок беловчане за свой героический труд получили в награду переходящее знамя 71-й отдельной морской стрелковой бригады. (Это подразделение получило гвардейский номер, а старое прославленное знамя морпехов стало наградным). На красном стяге были слова: «Рабочим лучшего цеха Беловского железнодорожного узла от бойцов, командиров и политработников воинской части 1860-й Особой Краснознаменной Дальневосточной армии».
Торжественная церемония прошла на станции Белово в канун 24-й годовщины создания Красной Армии и Флота. В этот день, 22 февраля 1942 года, сотни рабочих приняли участие в праздничном митинге, посвящённом этому событию.
На фронт вместе с бронепоездами отправились локомотивные бригады беловских железнодорожников. В их числе Григорий Зятчин, Михаил Жердев, Виктор Евдокимов, Егор Волков, Прохор Зуев.
10 марта 1942 года тяжелые броне составы тронулись в путь. Дивизион вошел в Северную группу Закавказского фронта и действовал в составе 37-й армии, и уже на исходе августа участвовал в ожесточённых боях с фашистами за Кавказ.
Командиром 42-го ОДБП — назначен майор Аркуша Михаил Маркович.
Боевой путь бронепоезда «Сибиряк» начался со станции Беслан. Затем были станции Прохладная – Котляровская. Наш бронепоезд первым выступил против 1-й танковой армии фон Клейста. Немцы называли бронепоезда «смерть на колесах». Бронепоезда врывались в расположение противника и с близких дистанций вели ожесточенный огонь.
Подводя итоги непрерывных боев августа — сентября, штаб 42-го ОДБП составил сводную табличку, в которой указал следующее: произведено огневых налетов — 99, отражено танковых атак — 6, уничтожено танков — 9, подбито — 10, уничтожено автомашин — 15, подбито — 2, сбито самолетов-бомбардировщиков — 1, подбито — 2, отражено налетов авиации — 9, уничтожено минометных батарей — 1, разбито паровозов — 2, уничтожено пулеметных гнезд — 2, захвачено автомашин — 2. В результате почти за два месяца уничтожено живой силы противника — до четырех рот.
В 1943 г. бронепоезд «Сибиряк» передислоцировали в распоряжение 43-й армии на станцию Ленинакан (Армения) на границу с Турцией. Здесь бронепоезда находились до окончания Великой Отечественной войны. В 1946 году 42-й дивизион бронепоездов был расформирован.
Еще «Военная техника»
Беловчане и подводный флот Родины
Этот рассказ — о подводной лодке «М-107» «Новосибирский комсомолец»