БМ-13 («Катюша»)

Легендарная боевая машина БМ-13, ласково прозванная в народе «Катюша», участвовала в сражениях на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Необычайно эффективная в бою, она наводила настоящую панику на противника и была любимицей советских солдат. Создание БМ-13 стало отправной точкой для развития всей российской реактивной артиллерии.

Как создавалась БМ-13

Советские инженеры одними из первых в мире начали разрабатывать реактивные системы залпового огня (РСЗО). В августе 1938 года команда конструкторов НИИ-3 представила проект автономной боевой машины. Новый полевой комплекс был уникальной разработкой: мобильный, манёвренный и незаметный, он быстро занимал боевую позицию, за несколько секунд выпускал залпом боевой заряд и немедленно переезжал на другое место, становясь неуязвимым для ответного удара противника.

В ноябре 1939 года в НИИ-3 была спроектирована «БМ-13» («Боевая машина», калибр реактивных снарядов — 132 мм), которой суждено было стать легендой Великой Отечественной войны. Удивительным совпадением стало то, что решение о принятии БМ-13 на вооружение РККА было принято 21 июня 1941 года, то есть накануне нападения гитлеровских войск на СССР.

Целями «Катюши» на фронте были огневые точки врага, его артиллерийские и миномётные батареи, а также живая сила противника. Успешный боевой дебют «Катюши» состоялся уже в июле 41-го, когда бойцы первой отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии под командованием Ивана Флёрова одним залпом полностью уничтожили железнодорожный узел Орша вместе с расположенными там немецкими эшелонами. По свидетельствам очевидцев, этот удар посеял настоящую панику в войсках противника, которые до этого не сталкивались со столь мощным оружием. Этот сокрушительный успех дал толчок наращиванию темпов производства БМ-13.

Какие инновационные решения были применены в этой модели

БМ-13 была сама по себе инновацией, подобного оружия в РККА ещё не было. Она состояла из пускового устройства с боевыми снарядами, системы прицела. Устройство было смонтировано на грузовик ЗИС-5. Для того чтобы автомобиль стал устойчивее, его усиливали опорными домкратами. Точность наведения гарантировал артиллерийский прицел и панорама от 122-мм гаубицы 1938 года. Управление залповым огнём происходило с пульта, который был смонтирован напротив кресла командира.

Большим преимуществом «Катюши» была её быстроходность. В заряженном состоянии она могла ехать со скоростью до 40 км/ч. Многозарядность и мощный залповый огонь обеспечивали эффект неожиданности и поражали противника физически и психологически. В зависимости от задач, залп выполнялся батареей, дивизионом, полком или бригадой.

Как менялась боевая машина за годы выпуска

После запуска в серийное производство конструкцию БМ-13 постоянно дорабатывали. Так, в первые месяцы войны из-за нехватки автомобилей ЗИС, была попытка установить «Катюшу» на танк Т-60 с гусеничным шасси, но широкого распространения эта модель не получила. В августе 1941 также появилась РСЗО меньшего калибра — БМ-8 (снаряд ~8 см).

В апреле 1943 года была разработана усовершенствованная модель «Катюши» БМ-13Н («нормализованная»). Инженеры упростили конструкцию некоторых узлов и деталей, повысили технологичность и удешевили стоимость производства. Артиллерийская часть стала легче на 250 кг, бензобак, задние и боковые стенки кабины усилили бронёй.

Новая модель вела огонь реактивными снарядами М-13 и фугасными реактивными снарядами М-20. Заменили и ходовую часть боевой машины. Теперь это был мощный двигатель полноприводного «Студебеккера US». Грузовой автомобиль имел повышенную проходимость, демультипликатор, лебёдку для самовытаскивания и высокий клиренс.

В апреле 1944 года для БМ-13 стали выпускать новые 132-мм реактивные снаряды улучшенной кучности М-13УК. Рассеивание заряда уменьшилось в три раза. С этим нововведением мощь советской реактивной артиллерии настолько возросла, что вместо полкового или бригадного залпа можно было ограничиться лишь одним дивизионным. 

Интересные цифры и факты о БМ-13

С 1941 по 1945 годы было выпущено около 11 тысяч боевых машин БМ-8, БМ-13, БМ-31-12.

Система БМ-13 выпускала залп полного боевого заряда из 16 ракет всего за 7-10 секунд.

«Катюши» производили на заводах по всей стране: «Компрессор» (Москва), «Уралэлектромашина» (посёлок Малый), «Исток» (Свердловская область) и «Коминтерн» (Воронеж).

Максимальная дальнобойность установки — 8,5 километра, дальность стрельбы по прямой — 850 метров, время на перезарядку — 5-7 минут.

Немцы называли БМ-13 «сталинским оргАном»: во время полёта реактивный снаряд издавал необычный шипящий звук, да и внешне конструкция «Катюши» напоминала этот музыкальный инструмент.

Фашисты неоднократно пытались разработать аналоги «Катюши». Например, в их арсенале был шестиствольный реактивный миномёт Nebelwerfer. Советские солдаты дали ему прозвище «Ванюша». Однако по своим характеристикам и это орудие, и другие аналоги значительно уступали советским РСЗО.

«Катюша» в культуре и кино

Легендарному советскому оружию было посвящено множество литературных произведений. Так, белорусский писатель-фронтовик Василь Быков в рассказе «Катюша» описывает героизм советских солдат во время одного из сражений с немцами — нанести серьёзный урон врагу им помогает залп из БМ-13.

В кино БМ-13 появлялась много раз. Подробно и в разных ракурсах её можно рассмотреть в фильме 1967 года «Женя, Женечка и “Катюша”» по сценарию Булата Окуджавы. Лирическая кинолента рассказывает трагическую историю любви фронтовика и его возлюбленной в разгар Великой Отечественной войны.

«Катюша» оказалась в центре сюжета и другого советского фильма — «Отряд особого назначения» режиссёра Вадима Лысенко (1978 год). История рассказывает о специальной операции, в ходе которой группа спортсменов и цирковых артистов должна не допустить захват затонувшей на переправе «Катюши». А в 2013 году режиссёр Константин Статский снял ремейк этой картины — мини-сериал «Привет от “Катюши”».