Оружием стал молот.
В Белово многодетная семья Кузьминых перебралась из Новосибирской области в феврале 1941 года. Имеющихся средств, хватило лишь на то, чтобы приобрести маленькую землянку. Глава семейства устроился в подсобное хозяйство цинкового завода.
Старшие дети пошли учиться, а жена приглядывала за младшими и вела хозяйство.
Глубокой ночью 22 июня отец Трифон Кузьмин, выйдя во двор, увидел яркое зарево. Зашел в дом и с тревогой в голосе сказал: «Эхо войны».
Трагическая весть, подтвердившая страшное предзнаменование, стала известна во второй половине дня. А еще через несколько дней почтальон принес Трифону Кузьмину повестку о мобилизации в армию.
- Война застала меня четырнадцатилетним подростком, - вспоминает Алексей Трифонович.
- После ухода на фронт отца мама - домохозяйка Прасковья Петровна - и мы, пятеро детей, остались без средств, к существованию. Сестра устроилась нормировщицей в вагоноремонтные мастерские, а меня мама за руку привела в отдел кадров на железную дорогу. Брать не хотели – слшиком мал. Но, узнав, что семья большая, а отец на фронте, оформили в жилищно-ремонтную контору.
Два месяца работал Алеша Кузьмин учеником слесаря, а потом его приглядел кузнец - Илья Мишагин - и взял к себе в подручные. Сначала поручали парнишке делать топоры, вилы, лопаты...
- Ох, и тяжелая была работа, - продолжает свой рассказ Алексей Трифонович. - А мы вечно голодные. Хоть и получали по 600 граммов хлеба, а такой был хлеб, и то съешь и сразу не почувствуешь. А на месячную зарплату можно было купить только два ведра картошки. К тому же, всех нас заставляли подписываться на заем — отдавать часть зарплаты в фонд обороны, помогать фронту.
О делах на фронтах мы узнавали только на политинформации от парторга. Репродуктор был только на центральной площади города, а газеты рассылали по предприятиям.
На территории жилищно-коммунальной конторы висел плакат «Чем ты помог фронту?» И этот вопрос определял всю жизнь людей, работающих в тылу. Мальчишки-подростки не только трудились на основном производстве, но и разгружали вагоны, помогали размещать эвакуированных.
А Алексею Кузьмину вместе с профессионалами пришлось поучаствовать в создании бронепоезда «Сибиряк».
Ветеран вспоминает, как он с другими подростками выполнял еще один военный заказ.
Бригаде из шести мальчишек поручили срочно изготовить 2000 котелков, 100 кортиков для моряков-десантников, 1000 ломов и тонну гвоздей. Все операции выполняли вручную, но трудились с очень большим старанием, часто оставались на ночь, и сделали полученное за очень короткий срок.
И за эту работу Алеша получил свою первую производственную награду - Почетную грамоту, отпечатанную на газетной бумаге.
После напряженного рабочего дня подростки осваивали военную науку: на полигоне за городом учились стрелять, занимались строевой подготовкой.
В начале 1944 года повестка о призыве в армию пришла и Алексею Кузьмину. Но, как он ни рвался на фронт, на железной дороге такого специалиста – и слесаря, и кузнеца - оставили на производстве по брони.
В сентябре 1942 года рабочие железнодорожники были переведены на снабжение по литере «А». То есть для них были введены нормы дополнительного питания (хлеб, мясо, жиры...). И это значительно облегчило жизнь семьи.
Позже в одной из газетных статей, посвященных Алексею Кузьмину, написали: «Стал парнишка таким знаменитым кузнецом, что мог подковать быков на все четыре ноги».
Означало это буквально следующее. Основной тягловой силой во время войны были быки, так как и машины, и лошади в основном были отправлены на фронт. На быках возили уголь в котельные, дрова, сено. В селе на них землю пахали.
Быки должны были быть подкованы. Однако обычные подковы для них не годились. А Алексей придумал способ, как это сделать, и слава о юном кузнеце разнеслась по всей округе.
С особым чувством вспоминает ветеран о долгожданном Дне Победы.
Их отпустили с работы на общий митинг в центре города. И как в беде народ был един, так и радость разделил на всех.
После войны Алексей Трифонович продолжал трудиться кузнецом в дистанции гражданских сооружений Беловского отделения дороги, а потом освоил еще несколько специальностей.
Сорок лет проработал Кузьмин на железной дороге.
И оставил о себе память как о высококлассном мастере, готовом взяться за любое дело. В трудовой книжке Алексея Трифоновича 75 записей о награждениях, в том числе и за рационализаторскую работу. На его счету было более 40 предложений, направленных на облегчение ручного труда.
А в числе его наград - орден «Знак Почета» и знак «Отличный строитель».
Династию железнодорожников продолжили сын и внуки Алексея Трифоновича.
- Автор: Анна Мартынова