Мой отец, Александр Иванович Лазарев, родился 29 августа 1909 года в с. Елшанка Никольского района Ульяновской области. Детство и юность прошли на великой русской реке Волге.
В семье Лазаревых было пятеро детей: три сына и две дочери, самый старший - отец.
Александр Иванович по зову страны и сердца приехал в Сибирь – в Кузбасс, на станцию Белово.
В 1933 году поступил в вагонное депо слесарем, работал машинистом паровоза на станции Белово. Работал и учился в ШРМ, так как не хватало знаний, для железной дороги страны, нужны были грамотные специалисты.
Александра Ивановича направили учиться в Москву. Получив специальность «инструктор автотормозов», приехал в вагонное депо Белово и работал старшим приемщиком вагонов. В 1939 году Александра Ивановича от предприятия как грамотного специалиста-автотормозника направили в школу ФЗУ г. Белово для подготовки молодых специалистов для железной дороги, одновременно он совмещал преподавательскую и производственную работу в вагонном депо. В годы Великой Отечественной войны все специалисты железнодорожники имели «бронь». В 1941 году Беловскому вагонному депо было поручено строительство бронепоезда «Сибиряк». При депо была создана группа специалистов для строительства бронепоезда. В состав группы вошли Дмитрий Павлович Росляков - будущий лауреат ВДНХ СССР, «ветеран железнодорожного училища №5», А.А. Рябынин - один из первых выпускников ФЗУ, впоследствии награжденный орденом Октябрьский революции, орденом «Знак почета», Александр Иванович Лазарев и много-много других специалистов депо.
Бронепоезд построили в сжатые военные сроки и торжественно отправили в Новосибирск и дальше на фронт - бить врага. В 1941-1942 гг. в группе слесарей-автоматчиков учился Алексей Котегов, впоследствии Герой Советского Союза. Александр Иванович в группах училища преподавал автотормоза и прививал любовь к железнодорожной профессии. В те далекие грозные годы войны железнодорожники стали военизированными и надели военную форму. На всех объектах железнодорожного транспорта была введена военно-пропускная система: чтобы попасть на объект предприятия, рабочие имели пропуск. Александр Иванович пользовался большим авторитетом в вагонном депо у ребят железнодорожного училища.
24 июня 1954 года он был делегатом в Москве на Красной площади на военном параде, видел И.В. Сталина. Командовал парадом маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, принимал маршал Советского Союза Г.К. Жуков, на белом коне, а вечером был дан салют в честь Победы.
В 1944 году Александру Ивановичу Лазареву был вручен знак «Ударник Сталинского призыва». Вручение проходило в управлении Томской ж.д., со знаком вручили именные часы.
Его брат Василий Иванович Лазарев 1915 года рождения - ветеран Великой Отечественной войны, офицер, кавалер ордена Отечественной войны II степени.
Второй брат - Владимир Иванович Лазарев - 1925 года рождения - ветеран Великой Отечественной войны, офицер, кавалер орденов Славы III степени, Отечественной войны I и II степеней, награжден медалью «За отвагу» и тремя медалями «За боевые заслуги», принимал участие в штурме Берлина.
В послевоенные годы Александр Иванович трудился в вагонном депо ст. Белово мастером, трудовой стаж 45 лет. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др. В мае 1947 года вступил в ряды КПСС (партийный билет №10837049). Александр Иванович и Мария Андреевна Лазаревы вырастили и воспитали пятерых сыновей. Александр Иванович Лазарев умер 20 января 1993 года.
Его дети, внуки и правнуки до сих пор живут в Белово.
- Автор: Станислав ЛАЗАРЕВ